Храм Серафима Саровского в Катюшках Храм Матроны Московской при Центральной Клинической Больнице г. Лобни

«Живая рыба плавает против воды, а мертвая вниз за водой. Истинный христианин идет против потока греховного века, а ложный увлекается его быстротой.»
Свт. Филарет Московский

О духовно-нравственном воспитании в православном детском саду

Рассказывает методист Кырма Ирина Ивановна:

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

В нашем  городе родители, в силу своей занятости,  желают с 1, 5 лет,  отдавать  детей в детский сад, поэтому именно мы, воспитатели, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей.

Несколько лет назад, на одном из педагогических советов мы подняли вопрос о том, почему наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу сказки, игры и игрушки почти не интересны нашим детям? Мы пришли к выводу, что нужно искать новые пути воспитания у детей нравственности. Было принято решение начать работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию.

Для того, чтобы изучить отношение родителей к данной проблеме, мы провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что, несмотря на различные мнения, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими представлениями о морали и нравственности. В среднем 95% семей называют себя православными и положительно относятся к тому, чтобы их ребёнок стал участником встреч с православным священником, вместе с воспитателем ходил на экскурсию в Храм. Наши дети имеют колоссальную возможность общения со священником: ежедневные посещения священником группы ,еженедельные  причастия по четвергам и по большим праздникам, совместные круглые столы с родителями и настоятелем.

Для того, чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания нам были необходимы определённые условия:

1. Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса;

2. Обеспечение программно-методической и художественной литературой;

3. Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу.

Для начала мы создали в  группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей. Была создана библиотечка, где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками. Было отведено место для театральной деятельности. В  группе имеется уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры.

Затем, с помощью всех сотрудников гимназии, прихожан, родителей и самих ребят , начали оборудовать музей старины. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали и в городских квартирах, и на дачах, и в деревенских домах у родственников. Свободного помещения в детском  саду нет, чтобы  поставить печь, сделать деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. но все это у нас в наличии, правда храниться у сотрудников на даче. Когда мы проводим открытые занятия, утренники , круглые столы -все это воплощается в жизнь благодаря всей старинной атрибутики. В «избе» появляется: божница, расшитые полотенца, прялка, самовар, кухонная посуда.

Начало было положено, но осталось много вопросов: по какой программе работать? Где взять конспекты занятий? Как включить занятия по духовно-нравственному воспитанию в сетку традиционных занятий, ведь никто не отменял основную «Программу», по которой мы работали? Приходилось искать материал в интернете, ксерокопировать конспекты занятий у знакомых, заниматься поисками нужной литературы.

 Когда появилась программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой, мы сразу взяли её на вооружение. Для своей программы авторами были выбраны следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству.

Мы составили перспективный и календарный планы и стали проводить работу с детьми всех возрастных групп, т. к. группа смешанная. Ведь даже в младшем  дошкольном  возрасте детям понятны и близки русские народные песенки, потешки, сказки. Работу мы проводим на занятиях и в повседневной жизни.

Педагоги на таких занятиях, как: «Милости просим, гости дорогие», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Вот так чудо - самовар», «Хлеб всему голова» знакомят детей с убранством избы, старинными предметами обихода, рассказывают об их предназначении, разучивают пословицы, поговорки. На музыкальных занятиях разучивают народные песни и танцы. С помощью народных праздников «Пришла Коляда накануне Рождества», «Ой, ты, Масленица», «Красная горка», дети знакомятся с праздничной культурой русского народа.

Важным элементом в нашей работе является сказкотерапия. Начиная со старшей возраста  мы знакомим детей со сказками Коротковой Людмилы Дмитриевны. Дети слушают их, затаив дыхание, с интересом принимают участие в обсуждении.

По программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» мы работаем и по сей день . У нас появилась мечта: оборудовать в гимназии  помещение для занятий и бесед с детьми, для встреч со священником. Также мы  проводим ряд  православных праздников: Рождества, Благовещения, Пасхи и Троицы. По программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» мы проводили такие праздники, но они давались детям,  не только как народные,  но и как  Православные. Мы  пробовали провести праздник Пасхи,  в смешанной группе, используя духовные традиции Православия и элементы народных традиций, что привело к большому успеху.

Рассказывая малышам о Православном празднике, мы не рискнули полагаться только на собственные познания, а обратились к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание. На занятиях «Азы православия»священник рассказывал детям о праздниках и об их началах.

Вместе с музыкальным руководителем Кречман Юлией Владимировной мы составляли  конспект проведения праздника. Для этого нам пришлось досконально изучить историю, народные и православные традиции празднования Пасхи. Ирина Германовна Титова хореограф  составляла композиции танцев . Вместе мы искали записи Пасхальных богослужений, материал и необходимую аппаратуру для показа слайдов. Воспитатели проводили предварительную работу с детьми: рассказывали детям об Иисусе Христе, о его земной жизни и воскресении, готовили вместе с детьми выставку работ на Пасхальные темы. Возникало много вопросов, например: как рассказать детям о воскресении, не затрагивая тему смерти? Мы обращались к священникам – отцу Дмитрию и отцу Александру, которые помогали нам советами. На наш праздник мы пригласили родителей.

Наш опыт показал, что Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.

Православные праздники в детском саду открыли также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье.

Анализируя работу за пятилетний период, мы пришли к выводу, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья.

Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают педагоги, даже если дети посещают православный детский сад.

Проведенные анкетирования и беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они нечасто бывают в Храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру.

Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.

То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.

Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

В сентябре мы провели общее родительское собрание, которое было посвящено вопросам духовно-нравственного воспитания. В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стендам, ширмам, папкам-передвижкам.

Для этого необходимо совершенствовать профессиональный рост и самих педагогов, работающих в этом направлении, ведь зачастую воспитателям не хватает элементарных знаний по той или иной теме. Мы надеемся, что наши воспитатели будут проходить курсы повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию.

Подводя итог сказанному, делаем вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

Мария Андронова / 06 March 2014

10
    |  3007 просмотра  |  0 комментария

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.